Вы находитесь здесь: Главная > Пчелиные матки > Маточники, подобные роевым

Маточники, подобные роевым

Роевые маточники

Роевые маточники

Практика располагает более совершенными способами, которые позволяют выра­щивать маток, почти или совсем не отличающихся от роевых. Личинок дают не в пчелиных ячейках, а в специально изготовленных искусственных мисочках, похожих на роевые, то есть семье сразу предлагают как бы уже маточных личинок.

Подготовка личинок по этому способу состоит из двух операций: изготовления оснований маточников (мисочек) и переноса в них личинок.

Мисочки изготовляют с помощью шаблона — палочки из твердой древесины с овальным и отшлифованным концом диаметром 8—9 миллиметров. Смоченный в воде (лучше, если его предварительно продержать в воде в течение 20—30 минут) шаблон погружают на 7—8 миллиметров в расплав­ленный воск с температурой 70—75 градусов. Для этого берут воск самого высокого качества. Через 3—5 секунд, за которые прилипший воск затвердеет, шаблон погружают вторично на глубину, чуть меньшую. Так повторяют еще 4—5 раз, погру­жая на все меньшую глубину, чтобы основание мисочки сде­лать более толстым и теплым, подобным роевой. Мисочку с еще не застывшим последним слоем воска прикладывают к патрону и, как только он застынет, шаблон из нее вынимают. Можно снимать мисочки и руками.

Мисочек изготавливают столько, сколько требуется для вывода маток. На больших фермерских пасеках пользуются четырех-, пятистержневыми шаблонами, на матковыводных фермах и в разведенческих питомниках — еще более произ­водительными устройствами — 15-стержневыми шаблона­ми, которые дают возможность приклеивать мисочки к пат­ронам сразу целой планки прививочной рамки. При промышленном изготовлении мисочек применяют шаблоны-автоматы. Мисочки делают и из пластмассы. Пользуются ими многократно.

Перед переносом личинок прививочную рамку с ми­сочками на сутки ставят в гнездо семьи, которая будет воспи­тывать маток. За это время пчелы к мисочкам привыкнут, отшлифуют их и придадут им запах, присущий семье.

Личинок из сота переносят в мисочки в помещении с температурой воздуха 27—30 градусов и высокой влажностью. Предварительно в эти мисочки кладут по капельке маточного молочка. Чтобы его получить, семью, которая будет выращи­вать маток, за 12—18 часов до этой операции обезматочивают. За это время она заложит свищевые маточники, на мо­лочко из которых потом и переносят личинок.

Так как пчелы закладывают маточники не на одновозрастных личинках, а на двух-, трехдневных и даже более старых, молочко в свищевые маточниках будет разнородно, неодинакового химического состава. Поэтому для прививки личинок на маточное воспитание используют молочко толь­ко из тех маточников, личинки в которых будут не старше суток. Качество и физиологическое действие молочка в ма­точниках с более старшими личинками иные. В корме этих личинок есть те компоненты, которые некогда обусловлива­ли развитие пчелиного, а не маточного организма. Все сви­щевые маточники вырезают и отбирают нужные.

Если время искусственного вывода маток совпадает с подготовкой семей к роению, маточное молочко для привив­ки племенных личинок можно брать из роевых маточников, учитывая возраст личинок в них.

Маточное молочко матководы заготавливают и впрок, сохраняя его в холодильниках.

Молочко кладут в мисочку чуть разбавленным чистой водой.

В практике иногда прибегают к прививке маточных личинок даже на мед — корм, который, как известно, пчелы никогда не применят при выращивании маток. Он как раз и будет тем самым добавлением к корму, который приготовля­ют сами пчелы для пчелиных личинок к концу двухсуточного возраста. Прививка личинок на мед заметно ухудшает качество маток.

Личинок на маточное воспитание берут из гнезда пле­менной (материнской) семьи, лучше в соте коричневом. В нем личинки виднее, и их легче переносить.

Личинку удобнее брать со стороны спинки шпателем — тонкой, на конце чуть изогнутой и закругленной впереди ме­таллической лопаточкой, шириной один миллиметр. Чтобы ручка шпателя не закрывала свет, проникающий в глубину ячейки, ее на уровне двух сантиметров от ложечки немного сгибают в виде колена. Личинку вынимают осторожно и, не меняя положения, опускают в мисочку на молочко.

Шпатель из-под личинки вынимают в направлении, обратном тому, которое было сделано при подхвате личинки, слегка нажимая им на донышко мисочки. Чтобы выполнить эту работу с ювелирной точностью (это позволит семье при­нять максимальное число личинок), тем, кто еще не имеет достаточного навыка, накануне неплохо попрактиковаться на более крупных молодых трутневых личинках.

Планки с привитыми личинками поворачивают ми­сочками вниз и рамку ставят в гнездо воспитательницы. Ею может быть и семья, от которой брали личинок, то есть мате­ринская.

Влияние семьи-воспитательницы на формирование нас­ледственных задатков будущих маток, как еще недавно утвер­ждали, современная генетика отрицает.

Материальной основой наследственности являются ге­ны. Новому организму они передаются только через половые клетки, обеспечивая преемственность между поколениями.

Пчелы начинают кормить маточным молочком личи­нок в мисочках с первых же минут. Ведь у этой семьи только что были отобраны свищевые маточники, значит, физиоло­гически она уже была подготовлена к выводу маток. Приня­тых личинок пчелы кормят обильно, как и при воспитании в роевых маточниках. Выращенные по этому способу матки, как правило, бывают хорошо развитыми, с высокой плодови­тостью.

Можно перенести личинок и на молочко, взятое из пче­линых ячеек, но их потом перепрививают.

Оценка статьи
Слабенькая статья!Так себе статья!Неплохая статья!Хорошая статья!Отличная статья!

Просмотров: 1 827

Метки: ,

Оставить комментарий