Пчелам указывают место для закладки маточников
Как только семья-воспитательница станет готовой к приему личинок на маточное воспитание, в гнезде материнской семьи отыскивают сот свежеотстроенный или до этого не бывший под расплодом с самыми молодыми личинками. В нем нет коконов, от наслаивания которых донышки ячеек меняют свою форму и становятся плотными. Пчелам их не удается сделать похожими на донышки роевых мисочек. Замечено, что матки, выращенные в темных ячейках, бывают мельче, чем в светлых, и особенно в мисочках роевых или искусственно приготовленных.
Ячейки без коконов легче укоротить и расширить их диаметр.
С сота осторожно сметают пчел, ставят в переносный ящик и уносят в помещение с температурой воздуха 25—30 градусов, насыщенного влагой. Тепло и влага нужны для того, чтобы личинки не переохладились, пока их держат вне гнезда, не подсохли и не загустело у них молочко.
Сот кладут на стол плашмя, кверху личинками нужного возраста. Так как матка обычно начинает заносить сот яйцами с середины и кладет их по спирали, в средних ячейках будут личинки на какое-то время старше личинок, удаляющихся к периферии.
Следует также иметь в виду, что матка вначале заносит яйцами одну сторону сота, а затем переходит на другую, противоположную, где личинки будут на несколько часов моложе. С учетом этой особенности работы матки и определяют, в какой части сота находятся личинки, наиболее подходящие для закладки маточников.
Они, как правило, находятся ближе к периферии сота — бокам и низу. Поэтому сот подрезают подогретым скальпелем или лезвием безопасной бритвы полукругом по той спирали, на которой личинки одновозрастные и самые молодые. Проволоку, поддерживающую сот, не перерезают.
Крайние ряды ячеек обрезают наполовину для того, чтобы облегчить пчелам перестройку их в маточники. В укороченных ячейках удаляют по две личинки из трех. Это делают для того, чтобы пчелы отстроили более крупные маточники и не слепили их друг с другом. На противоположной стороне сота из крайних (первых двух) рядов всех личинок уничтожают, чтобы пчелы не заложили маточники на личинках более старшего возраста.
Пока личинка находится в пчелиной ячейке, пусть даже и укороченной, пчелы будут продолжать кормить ее тем же молочком, которое они давали ей до этого.
Чтобы пчелы как можно скорее приступили к перестройке ячеек и кормлению личинок маточным молочком, каждую ячейку, предназначенную для закладки на ней маточника, слегка расширяют шаблоном с закругленным и отшлифованным концом диаметром чуть больше диаметра ячейки. Такая расширенная ячейка внешне будет напоминать пчелам мисочку роевого маточника, благодаря чему личинку в ней они и примут за маточную. Пользуются шаблоном очень осторожно, не дотрагиваясь до личинки.
Подготовленный сот ставят в гнездо семьи-воспитательницы. Помещают его в середину гнезда — самую теплую часть, между сотами с открытым расплодом, где сосредоточиваются пчелы-кормильцы. На всю эту операцию обычно уходит не более 25 минут. Гнездо накрывают, утепляют и семью оставляют в покос на два-три дня.
В естественных условиях пчелы закладывают роевые маточники, как правило, в таких местах, где они не встречают препятствий для их отстройки. Ставя подготовленный сот, пчелам как бы указывают, где и на каких личинках следует заложить маточники.
Сот с племенными личинками сейчас же привлечет к себе пчел-кормилиц. Особенно много их скапливается в местах нахождения личинок, предназначенных для закладки маточников.
Признаки безматочности исчезают. Семья успокаивается и начинает работать.
Применяют и другие простейшие способы вывода маток. Часто вырезают кусочек сота прямоугольной формы, высотой 40, длиной 150—200 миллиметров, в зависимости от потребности в матках.
Верхний и боковые стороны окна в соте также должны пройти по ячейкам с самыми молодыми личинками.
Пчелы, однако, нередко закладывают маточники и на других сотах. Поэтому примерно через трое суток гнездо разбирают, тщательно осматривают каждую рамку с расплодом и уничтожают все свищевые маточники. Это делают для того, чтобы семья все внимание сосредоточила только на уходе за племенными маточными личинками. Уточняют число принятых на воспитание личинок (в вырезанной части сота пчелы обычно закладывают 8—12 маточников, а при полукруглой форме сота — вдвое больше). Если семья заложит маточников менее нужного числа, ей можно дать такую же вторую рамку с племенными личинками.
Пчелы иногда снова закладывают свищевые маточники, но уже на личинках старшего возраста. Матки из таких личинок разовьются быстрее и выплодятся раньше, чем из заложенных на племенных личинках. Чтобы первая вышедшая свищевая матка не разгрызла маточники с племенными матками и не убила их, через 8 дней после обезматочивания семьи гнездо осматривают вторично и вновь уничтожают свищевые маточники. Осматривать рамки с расплодом необходимо особенно тщательно, не пропуская ни одного маточника.
Пчеловодами подмечено, что семьи после обезматочиваиия с большей охотой закладывают свищевые маточники на расплоде в свежеотстроенных сотах. На коричневых сотах, когда есть светлые, маточников, как правило, не бывает. Поэтому гнездо семьи-воспитательницы лучше всего заблаговременно сформировать из сотов коричневого цвета.
Более 20 маточников в гнезде воспитательницы не оставляют. При одновременном выращивании большего числа маток часть из них рождаются неполноценными — мелкими, физически несильными, меньшей плодовитости. Возможно, оказывает влияние на это и неестественное — горизонтальное расположение племенных личинок в маточниках.
При уточнении числа личинок, принятых на маточное воспитание, очень важно обратить внимание на количество корма, положенного в маточники.
Практикой установлено, что пчелы не за всеми маточными личинками ухаживают одинаково. Одним они наливают молочка больше, и они развиваются быстрее, другим почему-то меньше, и они отстают в росте. Из первых выходят крупные и плодовитые матки, из вторых, наоборот, — легковесные и малоплодовитые. Такая картина наблюдается и в результате разновременного принятия личинок на маточное воспитание.
Различие в количестве маточного корма и влияние его на ход развития личинок можно определить уже через 3—4 дня после закладки пчелами маточников. Маточники с личинками, отстающими в росте, и с минимальным количеством корма уничтожают.
Вторично маточники выбраковывают уже в запечатанном виде (чрезмерно длинные, тонкие, с перехватами и очень короткие, уродливые). Резко отделять рамку с маточниками от фальцев улья (ее пчелы приклеивают), стряхивать с нее пчел или переворачивать опасно. Это может сместить маточных личинок и даже оторвать от корма, отчего они погибнут.
Маточники в возрасте 10—11 дней вырезают. Делать это в более ранний срок, как нередко рекомендуется, рискованно: нежных куколок легко повредить.
Стенки и особенно основания этих маточников бывают значительно тоньше и слабее стенок и оснований роевых маточников. Первые отстраиваются на тонких донышках пчелиных ячеек, вторые— на массивных толстостенных, специально отстроенных мисочках. Поэтому маточники, заложенные на пчелиных личинках, вырезают с особой осторожностью, стараясь не повредить и не обнажить еще не созревших маток. Каждый маточник вырезают вместе с частицей сота. Строго соблюдая вертикальное положение маточника, его вставляют в маточную клетку, кормовое отделение которой предварительно заполняют мягким канди (2,5 части сахарной пудры на 1 часть центробежного меда) и оставляют на дозревание в той же семье или прививают в гнездо другой, нуждающейся в молодой матке. Маток, вышедших из маточников, в клеточках тщательно осматривают. Некоторые из них могут оказаться мелкими (видимо, из-за недокорма), с недоразвитыми крылышками, без коготков на задних лапках. Таких маток выбраковывают.
Просмотров: 3 966