Вы находитесь здесь: Главная > Пчелиные матки > Пчелам указывают место для закладки маточников

Пчелам указывают место для закладки маточников

Вывод маток

Вывод маток

Как только семья-воспитательница станет готовой к приему личинок на маточное воспитание, в гнезде материнской семьи отыскивают сот свежеотстроенный или до этого не бывший под расплодом с самыми молодыми личинками. В нем нет коконов, от наслаивания которых донышки ячеек меняют свою форму и становятся плотными. Пчелам их не удается сделать похожими на донышки роевых мисочек. Замечено, что матки, выращенные в темных ячейках, бывают мельче, чем в светлых, и особенно в мисочках роевых или искусствен­но приготовленных.

Ячейки без коконов легче укоротить и расширить их диаметр.

С сота осторожно сметают пчел, ставят в переносный ящик и уносят в помещение с температурой воздуха 25—30 градусов, насыщенного влагой. Тепло и влага нужны для того, чтобы личинки не переохладились, пока их держат вне гнезда, не подсохли и не загустело у них молочко.

Сот кладут на стол плашмя, кверху личинками нужного возраста. Так как матка обычно начинает заносить сот яйца­ми с середины и кладет их по спирали, в средних ячейках будут личинки на какое-то время старше личинок, удаляю­щихся к периферии.

Следует также иметь в виду, что матка вначале заносит яйцами одну сторону сота, а затем переходит на другую, про­тивоположную, где личинки будут на несколько часов моло­же. С учетом этой особенности работы матки и определяют, в какой части сота находятся личинки, наиболее подходящие для закладки маточников.

Они, как правило, находятся ближе к периферии сота — бокам и низу. Поэтому сот подрезают подогретым скальпе­лем или лезвием безопасной бритвы полукругом по той спирали, на которой личинки одновозрастные и самые моло­дые. Проволоку, поддерживающую сот, не перерезают.

Крайние ряды ячеек обрезают наполовину для того, чтобы облегчить пчелам перестройку их в маточники. В уко­роченных ячейках удаляют по две личинки из трех. Это дела­ют для того, чтобы пчелы отстроили более крупные маточни­ки и не слепили их друг с другом. На противоположной сто­роне сота из крайних (первых двух) рядов всех личинок уничтожают, чтобы пчелы не заложили маточники на личинках более старшего возраста.

Пока личинка находится в пчелиной ячейке, пусть даже и укороченной, пчелы будут продолжать кормить ее тем же молочком, которое они давали ей до этого.

Чтобы пчелы как можно скорее приступили к перест­ройке ячеек и кормлению личинок маточным молочком, каждую ячейку, предназначенную для закладки на ней маточ­ника, слегка расширяют шаблоном с закругленным и отшли­фованным концом диаметром чуть больше диаметра ячейки. Такая расширенная ячейка внешне будет напоминать пчелам мисочку роевого маточника, благодаря чему личинку в ней они и примут за маточную. Пользуются шаблоном очень осторожно, не дотрагиваясь до личинки.

Подготовленный сот ставят в гнездо семьи-воспита­тельницы. Помещают его в середину гнезда — самую теплую часть, между сотами с открытым расплодом, где сосредото­чиваются пчелы-кормильцы. На всю эту операцию обычно уходит не более 25 минут. Гнездо накрывают, утепляют и семью оставляют в покос на два-три дня.

В естественных условиях пчелы закладывают роевые маточники, как правило, в таких местах, где они не встречают препятствий для их отстройки. Ставя подготовленный сот, пчелам как бы указывают, где и на каких личинках следует заложить маточники.

Сот с племенными личинками сейчас же привлечет к себе пчел-кормилиц. Особенно много их скапливается в местах нахождения личинок, предназначенных для закладки маточ­ников.

Признаки безматочности исчезают. Семья успокаива­ется и начинает работать.

Применяют и другие простейшие способы вывода маток. Часто вырезают кусочек сота прямоугольной формы, высо­той 40, длиной 150—200 миллиметров, в зависимости от потребности в матках.

Верхний и боковые стороны окна в соте также должны пройти по ячейкам с самыми молодыми личинками.

Пчелы, однако, нередко закладывают маточники и на других сотах. Поэтому примерно через трое суток гнездо раз­бирают, тщательно осматривают каждую рамку с расплодом и уничтожают все свищевые маточники. Это делают для того, чтобы семья все внимание сосредоточила только на уходе за племенными маточными личинками. Уточняют число при­нятых на воспитание личинок (в вырезанной части сота пчелы обычно закладывают 8—12 маточников, а при полукруг­лой форме сота — вдвое больше). Если семья заложит маточ­ников менее нужного числа, ей можно дать такую же вторую рамку с племенными личинками.

Пчелы иногда снова закладывают свищевые маточни­ки, но уже на личинках старшего возраста. Матки из таких ли­чинок разовьются быстрее и выплодятся раньше, чем из заложенных на племенных личинках. Чтобы первая вышед­шая свищевая матка не разгрызла маточники с племенными матками и не убила их, через 8 дней после обезматочивания семьи гнездо осматривают вторично и вновь уничтожают свищевые маточники. Осматривать рамки с расплодом необ­ходимо особенно тщательно, не пропуская ни одного маточ­ника.

Пчеловодами подмечено, что семьи после обезматочи­ваиия с большей охотой закладывают свищевые маточники на расплоде в свежеотстроенных сотах. На коричневых сотах, когда есть светлые, маточников, как правило, не бывает. По­этому гнездо семьи-воспитательницы лучше всего заблагов­ременно сформировать из сотов коричневого цвета.

Более 20 маточников в гнезде воспитательницы не ос­тавляют. При одновременном выращивании большего числа маток часть из них рождаются неполноценными — мелки­ми, физически несильными, меньшей плодовитости. Воз­можно, оказывает влияние на это и неестественное — гори­зонтальное расположение племенных личинок в маточниках.

При уточнении числа личинок, принятых на маточное воспитание, очень важно обратить внимание на количество корма, положенного в маточники.

Практикой установлено, что пчелы не за всеми маточ­ными личинками ухаживают одинаково. Одним они нали­вают молочка больше, и они развиваются быстрее, другим почему-то меньше, и они отстают в росте. Из первых выходят крупные и плодовитые матки, из вторых, наоборот, — легко­весные и малоплодовитые. Такая картина наблюдается и в результате разновременного принятия личинок на маточное воспитание.

Различие в количестве маточного корма и влияние его на ход развития личинок можно определить уже через 3—4 дня после закладки пчелами маточников. Маточники с ли­чинками, отстающими в росте, и с минимальным количест­вом корма уничтожают.

Вторично маточники выбраковывают уже в запечатан­ном виде (чрезмерно длинные, тонкие, с перехватами и очень короткие, уродливые). Резко отделять рамку с маточниками от фальцев улья (ее пчелы приклеивают), стряхивать с нее пчел или переворачивать опасно. Это может сместить маточ­ных личинок и даже оторвать от корма, отчего они погибнут.

Маточники в возрасте 10—11 дней вырезают. Делать это в более ранний срок, как нередко рекомендуется, рискованно: нежных куколок легко повредить.

Стенки и особенно основания этих маточников бывают значительно тоньше и слабее стенок и оснований роевых ма­точников. Первые отстраиваются на тонких донышках пче­линых ячеек, вторые— на массивных толстостенных, специ­ально отстроенных мисочках. Поэтому маточники, заложен­ные на пчелиных личинках, вырезают с особой осторож­ностью, стараясь не повредить и не обнажить еще не созрев­ших маток. Каждый маточник вырезают вместе с частицей сота. Строго соблюдая вертикальное положение маточника, его вставляют в маточную клетку, кормовое отделение кото­рой предварительно заполняют мягким канди (2,5 части сахарной пудры на 1 часть центробежного меда) и оставляют на дозревание в той же семье или прививают в гнездо другой, нуждающейся в молодой матке. Маток, вышедших из маточ­ников, в клеточках тщательно осматривают. Некоторые из них могут оказаться мелкими (видимо, из-за недокорма), с недоразвитыми крылышками, без коготков на задних лап­ках. Таких маток выбраковывают.

Оценка статьи
Слабенькая статья!Так себе статья!Неплохая статья!Хорошая статья!Отличная статья!

Просмотров: 3 729

Метки: