Вы находитесь здесь: Главная > Главный медосбор > Пасеку к медоносам. Часть 2

Пасеку к медоносам. Часть 2

Пчелы среднерусской породы

Пчелы среднерусской породы

Берут во внимание и породные особенности пчел. Сред­нерусские пчелы универсальны. Они продуктивно работают на большинстве медоносов, особенно на малине, кипрее, липе, гречихе, вереске и разнотравье. Пчелы краинские очень хоро­шо посещают гречиху и травянистую флору. Серые же кавказские, наоборот, гречиху избегают, а с разнотравья и под­солнечника собирают больше всего меда.

О нектаропродуктивности естественных и сельскохо­зяйственных угодий, состоянии растительности и почвы не лишне проконсультироваться у местных пчеловодов и агро­номов — не все сорта гречихи и подсолнечника одинаково медоносны.

Важнейший фактор, определяющий конечный резуль­тат пчеловодного сезона, — хорошее знание медоносной флоры и умение прогнозировать взяток.

Пчеловоды, решившие кочевать к сельскохозяйствен­ным медоносам (кориандр, гречиха, подсолнечник и др.), должны заключить договоры с хозяевами полей и получить согласие на право размещения ульев. К посевам гречихи пчел подвозят в начале раскрытия бутонов, так как наиболее силь­ное нектаровыделение у нее бывает в первые две недели цве­тения.

При желании вывезти пчел в лес разрешение берут в лесничествах. Они же отводят места и для размещения пасек. Место подбирают на лесной полянке или опушке, около или среди массива медоносов. Выбранная площадка должна быть сухой, хорошо прогреваемой утренним солнцем и иметь растительность, которая защищала бы ульи от солнца в жар­кие часы дня.

У сильных медоносов, таких, как липа или белая ака­ция, а нередко и у сельскохозяйственных, на одном месте иногда размещают по 100—150 семей. При такой скученнос­ти медоносные растения в радиусе продуктивного лёта нас­только перенасыщаются пчелами, что нектара для них, тем более на весь рабочий день, часто не хватает. На сбор одной ноши пчелы расходуют намного больше времени, чем они затрачивают, живя в естественных условиях, где скученность, даже во много раз меньшую, природа исключила. Видимо, поэтому пчелы больших пасек во время главного медосбора раздражены, чего не наблюдается на пасеках мелких.

Сообразуясь с природой пчел, в последнее время пасе­ки стали разукрупнять, и не только у слабых и средних некта­роносов, но и у сильных.

Наиболее рациональным оказывается размещение ульев группами по 20—30, не более 50 семей. Продуктивность та­ких пасек только благодаря разукрупнению резко возрастает. Временное разукрупнение пасек — важнейший прием успешно­го использования медоносных угодий.

При кочевке с пчелами к сельскохозяйственным медо­носам ульи ставят в непосредственной близости к ним, ис­пользуя прежде всего полезащитные насаждения.

Пасеки располагают с противоположных сторон мас­сива или в середине, если туда ведет дорога, для лучшего опы­ления растений и наиболее полного использования нектара. Ни одна пасека не должна оказаться на перелете пчел другой пасеки, иначе она может стать пасекой-перехватчицей.

При двухматочном методе пчеловодства ульи разме­щают парами. Рядом с основными семьями ставят отводки. Это облегчает усиление семей пчелами или расплодом отвод­ков.

Незадолго до вывоза пчел определяют пути подъезда, исправляют их, если они повреждены или неудобны, готовят место для размещения ульев, палатки или щитового домика для жилья.

Иногда не удается поставить пасеку в непосредствен­ной близости к богатой естественной медоносной флоре из-за отсутствия подъездных путей. В этом случае кочевой точок разбивают в таком месте, массив медоносов от которого нахо­дился бы в радиусе полезного лёта пчел.

На участках, отведенных под пасеки в лесу, запрещено вырубать деревья и кустарники, сооружать капитальные пос­тройки (бревенчатый дом, зимовник), разбивать огороды и т.д. Эти участки выделяют лишь на временное, сезонное пользование. Словом, каждый пчеловод-кочевник обязан строго выполнять все предписания лесничеств.

Семьи в дадановских ульях и лежаках к перевозке го­товят так. В часы лета пчел открывают ульи и удаляют из них рамки с печатным медом, заполненные больше чем наполо­вину, в особенности в свежеотстроенных сотах. Эти тяжелые высокие соты во время перевозки по плохой дороге могут оборваться и повлечь за собой гибель пчел, а нередко и маток. Удаляют также соты, содержащие много жидкого меда (напрыска). Взамен их ставят рамки с порожними сотами.

В гнездах, рамки которых не имеют боковых постоян­ных разделителей, между ними у передней и задней стенок улья помещают временные. Между последней рамкой и боко­вой стенкой улья вставляют клиновидные разделители, ко­торыми сжимают рамки.

Гнезда в многокорпусных ульях специально для кочев­ки не готовят. Соты в них на 70 миллиметров короче даданов­ских, поэтому менее тяжелые и держатся прочно. Перевозка сотов с напрыском неопасна, так как образующиеся водяные пары по узковысокому жилищу хорошо удаляются через кочевую сетку или крышу. Рамки снабжены постоянными разделителями и сдвинуться с места не могут. Снимают лишь медовые надставки, оставляют только гнездовые корпуса.

Летом семьи бывают сильными и в их гнездах много расплода, поэтому при перевозке пчел на дадановские ульи и лежаки ставят магазинные надставки с пустыми сотами или порожние, а поверх них укрепляют кочевые сетки. Делают это для того, чтобы предотвратить гибель семей от запаривания. Летки закрывают наглухо.

Кочевые сетки делают или специально, или монтируют их в крышах, а нередко и в доньях. Нижняя вентиляция дей­ствует безотказно даже в самое жаркое время. У пчеловодов Румынии кочевая сетка устроена иначе. К обычной кочевой сетке с боков дополнительно прикрепляют бруски длиной, равной наружной длине крыши. На концах брусков сделаны запилы высотой 20 миллиметров для удержания крыши и образования вентиляционного просвета высотой 30 милли­метров, который обеспечивает нормальный воздухообмен при ночной и дневной перевозках.

Во время движения, особенно по плохой проселочной, горной или лесной дороге, семьи возбуждаются. Это возбуждение усиливается, если пчелы лишены возможности уйти из наиболее жаркой расплодной части гнезда в другую или выйти из улья наружу.

Изоляция от внешнего мира чужда природе пчел. В ес­тественных условиях, как известно, из своего гнезда они всег­да могут выйти на волю.

Температура в улье во время перевозки поднимается значительно выше оптимальной, особенно когда доступ воз­духа в улей ограничен или совсем прекращен (это бывает при закрытых наглухо летках и недостаточной верхней вентиля­ции). К тому же пчелы большой массой скапливаются у летка, стараясь выйти наружу, и приходят в еще большее возбужде­ние. Если в гнезде к тому же осталось какое-то количество напрыска или пчелы, побеспокоенные подготовкой, напол­нили свои зобики жидким медом, воздух перенасыщается влагой и углекислым газом, содержание кислорода в нем с каждой минутой падает. Возбуждение в таких удушающих условиях достигает предела, особенно у среднерусских пчел, остро реагирующих на всякое вмешательство в их жизнь.

Пчелы, как известно, понижают температуру своего тела испарением воды через дыхательную систему. В услови­ях плохой вентиляции при избыточной концентрации угле­кислого газа органы дыхания (трахеи) переполняются во­дяными парами. Пчелы выбрасывают из зобиков до этого взятый мед, вся масса пчел становится мокрой от меда, их дыхальца закупориваются и перестают действовать. Вся семья в течение каких-нибудь 10—15 минут погибает от запарива­ния. Пчелы становятся черными, будто ошпаренными ки­пятком, расплод гибнет, соты разрушаются. Чтобы исклю­чить кислородное голодание и запаривание, обеспечивают беспрепятственное поступление воздуха в гнездо.

На ульи с вентиляционными устройствами в крышах магазины не ставят. Пчелы поднимаются из гнезда вверх, под крышу, куда свободно и легко идет свежий воздух. Зазор между обвязкой крыши и стенками улья должен быть таким, чтобы через него пчелы не могли выйти наружу.

Иногда перевозят пчел с настежь открытыми летками. Кочевые сетки в таких случаях не ставят. Потревоженные перевозкой пчелы имеют возможность выйти из улья (соби­раются они обычно на передней стенке), температура в гнезде поэтому выше оптимальной не поднимается. Во время движения на автомобиле вентиляция через открытые летки уси­ливается, потревоженные пчелы постепенно входят в свое гнездо, семья успокаивается. Чтобы вышедших пчел не рас­терять во время движения автотранспорта, ульи вместе с кузовом машины накрывают частой капроновой сеткой. Широкое распространение этот способ перевозки получил в США.

Единственный недостаток перевозки пчел с открытыми летками — неудобство ручной погрузки и выгрузки ульев.

Улей считают подготовленным к погрузке после того, как все его разборные части надежно скреплены. Конструк­ции скрепов, которыми пользуются пчеловоды, различны: ленточные, тросовые, замковые и др.

К погрузке ульев приступают вечером, после того как пчелы прекратят лёт. Если их решено перевозить в ульях с от­крытыми летками, то перед погрузкой внутрь дают по одному-два клуба дыма. Пчелы набирают в зобики мед и ведут себя спокойнее, не мешая погрузке.

Перевозка пчел по хорошей асфальтированной трассе мало их беспокоит. Размещение ульев в автомашине особой роли не играет, однако их лучше ставить перед ними или задними стенками походу ее. Сила инерции, возникающая во время быстрой езды, будет давить не на плоскость сотов, а на их торцевые стороны. Соты, даже тяжелые, не разламывают­ся.

При перевозке пчел по плохим проселочным и лесным дорогам, по которым транспорт движется медленно из-за сильных боковых качек, ульи ставят в машине сотами попе­рек дороги. В таком положении они более устойчивы к дейст­вию сил, возникающих при резких боковых колебаниях.

Автомашину начинают загружать от кабины водителя, предварительно опустив боковые и задние борта. Первый ряд ульев ставят задними стенками вплотную к переднему борту. Остальные размещают в той же последовательности.

Надставки с запасными сотами, подставки под ульи, пчеловодный инвентарь, заправленный дымарь, личные вещи, палатку, продукты погружают в отдельную машину или у заднего борта одной из машин с пчелами.

Ульи, принадлежащие нескольким скооперировавшим­ся пчеловодам, в машине размещают в два или три яруса. Ульи одного типа и размера ставят в нижних ярусах, осталь­ные — сверху.

В многокорпусных ульях сильные семьи летом с успе­хом можно перевозить в трех корпусах, а весной и осенью — в двух. Если ульи перевозят без крыш, поверх кочевых сеток помещают рейки или по размеру кузова сбивают из них раму, на которую ставят ульи следующего яруса. При таком разме­щении поступление воздуха к пчелам не нарушается. Когда перевозят однотипные ульи и с плоскими крышами, верхние ряды ульев ставят непосредственно на крыши нижних. Ульи крепко увязывают веревками и отправляются в путь.

Скорость движения с пчелами зависит от качества дороги: по асфальту — обычная, как и с любым другим грузом, по проселочной — исходя из ее профиля. В местах с большими выбоинами, чтобы избежать толчков, при которых тяжелые соты могут оборваться, едут медленнее.

По прибытии к массиву медоносов (желательно успеть до восхода солнца) ульи сразу расставляют не ближе 3—4 метров один от другого. Если поблизости нет проточной воды, то в стороне, неподалеку от пасеки, ставят поилку.

Прибыв на конечный пункт ночью, летки сразу же отк­рывают во всех ульях. Семьи, особенно сильно возбудивши­еся, быстрее успокоятся. С приездом на место на заре или с восходом солнца летки открывают через 1—2 улья, и в первую очередь у наиболее сильных семей. Выход пчел на облет одновременно из всех ульев в этом случае неизбежно приведет к чрезмерно бурному облету, следствием которого бывают слеты значительного количества пчел одних семей на другие. Чаще всего налеты бывают на наиболее сильные семьи. Это приводит к еще большему усилению одних семей и ослабле­нию других.

После того как семьи, начавшие облет первыми, станут его заканчивать, открывают летки у остальных. В случае по­явления течи меда из какого-нибудь улья пчелы на облет не идут или облетываются очень слабо. Семью осматривают и срочно оказывают ей помощь; рамки с оборвавшимися сота­ми вынимают, а взамен ставят с сушью или вощиной. Дно с вытекшим медом заменяют на чистое.

К вечеру или лучше на следующий день, когда пчелы окончательно успокоятся и переключатся на сбор меда, в гнезда семей, содержащихся в лежаках, ближе к краю поме­щают медо-перговые рамки, отобранные при подготовке к кочевке, чтобы эту пергу пчелы законсервировали — залили медом и запечатали. На верхних брусках этих рамок делают надпись цветным карандашом: «Перга». На ульи под мед ставят магазинные надставки или корпуса, заранее запол­ненные рамками суши и вощины (по краям), и медоперговые (по 2—3 в середине).

Нередко кочуют на большие расстояния, иной раз за сотни километров. За короткую летнюю ночь преодолеть этот путь часто не удается, поэтому движение с пчелами продол­жают и днем. При быстрой езде ульи хорошо вентилируются, и опасность перегрева гнезд и запаривания семей исключает­ся.

В ненастную и прохладную погоду перевозят пчел в любое время суток. Ульи, не накрытые крышами, при приближении дождя прикрывают брезентом. В задних углах машины укрепляют две рейки высотой на метр больше высоты верх­них рядов ульев. К ним привязывают углы брезента, натяги­вают, а два других угла прикрепляют к передним углам кузова машины. Тент, устроенный таким образом, надежно укрыва­ет пчел от дождя и позволяет продолжать путь. При располо­жении тента скатом к заднему борту ветер будет срывать брезент, а дождь попадать на ульи.

Перед возвращением с кочевки или переезде на новые источники взятка с ульев снимают все медовые надставки. Гнездовые корпуса оставляют на месте.

В практике пчеловодов-любителей европейских стран особенно широко распространены передвижные павильоны на 30—40 ульев. Пчелы в них всегда готовы к транспортиров­ке.

Пчеловоды, имеющие легковые автомобили, перево­зят своих пчел на прицепах, размещая на них по 6—8 ульев.

Оценка статьи
Слабенькая статья!Так себе статья!Неплохая статья!Хорошая статья!Отличная статья!

Просмотров: 1 967

Метки: ,

Оставить комментарий