Зимнее гнездо диких пчел — эталон гнезда в улье
Сообразуясь с биологической особенностью диких пчел размещать мед в гнезде сферически и собираться в клуб на пустых сотах, таким же образом стали формировать гнезда в рамочных ульях.
Пчелы, содержащиеся в многокорпусных ульях, к началу сборки гнезд на зиму занимают обычно по три корпуса. В двух нижних каждая семья выращивала расплод, а в верхнем содержала запасы корма. После выхода расплода нижний корпус, как правило, оказывается почти пустым (лишь в крайних сотах могут быть небольшие участки с печатным медом и пергой). Его удаляют. Так как в этом корпусе бывает много пчел, а матка обычно находится в среднем корпусе, нижний переносят наверх, на потолок, в который предварительно помещают удалитель пчел. Корпус сверху закрывают запасным потолком и надевают крышу. Пчелы из верхнего корпуса через удалитель уйдут в гнездо. Корпус с пустыми сотами спустя сутки убирают на длительное хранение. Если нет прибора для удаления пчел, то их осторожно стряхивают с сотов на сходни перед летком или на гнездо. В бывшем среднем корпусе, в котором семья выращивала последние генерации пчел и который теперь поставлен на дно, соты значительно больше заполнены медом и пергой, чем в нижнем. Корм (примерно 8—10 килограммов) размещен главным образом на крайних рамках и частично на остальных.
В верхнем кормовом корпусе может не оказаться перги, которая понадобится пчелам для выращивания расплода в зимовке, когда клуб своей основной массой переместится вверх. Для этого две средние медовые рамки заменяют медо-перговыми, ранее заготовленными или взятыми из бывшего нижнего корпуса. Клуб вплоть до весеннего взятка будет иметь возможность удовлетворять потребность в белковом корме и витаминах, пользуясь запасами из нижнего и верхнего корпусов.
Семья выращивает много пчел и расплода еще до очистительного облета. Весеннего ослабления и поноса, возникновение которого академик Н.М. Кулагин объясняет истощением пчел от длительного голодания, в такой семье не бывает.
Гнездо в таком виде и будет зимним. В нем, как и в естественном, имеется ложе, а над ним обильные запасы корма. Клуб пчел перемещается строго по вертикали, снизу вверх, как в дупле. Двухъярусное гнездо близко к естественному еще и тем, что пчелы благодаря пространству между рамками нижнего и верхнего корпусов имеют возможность легко переходить из одной улочки в другую или с периферии клуба внутрь. Лабиринты и проходы, которые обычно бывают в гнездах диких пчел и позволяют им свободно перемещаться в клубе, тут заменяет межкорпусное пространство. Оно улучшает и воздухообмен.
Семьи небольшой силы хорошо зимуют, когда на их гнезда вместо корпусов с медом помещают кормовые магазинные надставки.
При подготовке пчел к зиме руководствуются правилом: лучше ошибиться в сторону увеличения кормовых запасов, чем их недодать или оставить в обрез. Лишний мед — не расточительство, а ручательство благополучной зимовки и нормального весеннего развития. Это своеобразный страховой фонд, находящийся поблизости к пчелам, а не на складе.
Пчелы зря не израсходуют ни одного грамма меда.
Иногда семья задерживается в нижнем корпусе и не переходит в верхний медовый. Пчелы голодают. Причина — слабость семьи. Небольшое количество пчел формирует очень плотный клуб, не способный подняться вверх, тем более если в гнезде уже есть расплод. Пчелы не могут воспользоваться и медом, оставшимся в тех же улочках у передней и задней стенок улья.
Однако межкорпусной разрыв, который препятствует переходу клуба недостаточно сильной семьи в верхний корпус, можно устранить, если гнездо собрать несколько необычно. Для этого еще осенью в нижний корпус помещают не 10 рамок, а 4. Они должны быть заполнены медом не менее чем наполовину. Размещают их не вплотную, а на расстоянии37 миллиметровдруг от друга. На корпус ставят магазинную надставку с пятью полномедными гнездовыми рамками. Их опускают в пространство между нижними сотами. На улей ставят еще один такой же магазин. Эту надставку дополняют медовыми рамками и полурамками.
При таком ступенчатом расположении сотов запасы корма становятся доступными пчелам любой, даже самой маленькой семьи в течение всей зимы.
Нередко большая часть пчел переходит с осени в верхний корпус и, кажется, весь клуб размещается на меду. Такое случается чаще при переутеплении гнезда сверху, где создается более высокая температура, которая привлекает пчел, или когда семья очень сильная.
Стало известно, что пчелы с похолоданием обычно осваивают значительно большую площадь медовых сотов, чем считалось раньше. Находясь на меду, они как бы предварительно согревают его, подготавливают к употреблению. К тому же мед, хорошо сохраняя тепло, помогает пчелам поддерживать необходимую температуру в клубе.
По краям гнезда пчел, содержащихся в одном корпусе дадановского улья или в лежаке, ставят наиболее полномедные (3,5—4 килограмма) рамки, рядом с ними медо-перговые (немного полегче), третьими — соты, имеющие не менее чем по 2,5 килограмма меда, а середину гнезда, в зависимости от силы семьи, комплектуют из трех — пяти светло-коричневых сотов, заполненных печатным медом более чем наполовину. Такой способ сборки гнезд получил название двухстороннего (сводом): по обеим сторонам гнезда от центра находится примерно по одинаковому и вполне достаточному для зимнего питания пчел количеству корма.
В практике бытуют и другие способы сборки гнезд: равномерное распределение запасов, «бородой» и одностороннее. Все эти способы созданы из-за недостатка кормов и без учета особенностей размещения запасов корма в зимнем гнезде (дупле или улье) самими пчелами.
Особенно противоестествен способ сборки гнезда «бородой». Его иногда называют аварийным. Самый тяжелый полномедный сот ставят в середину, против летка, по сторонам от него — соты с постепенно убывающим количеством корма. В таком гнезде основные запасы оказываются не над клубом пчел и по его сторонам, а непосредственно в нем. Противоестественность этого способа состоит в том, что он лишает пчел ложа. Медовый клин, вбитый в сердцевину клуба, разъединяет семью на две части и одну из них лишает матки. Ядро клуба создается не в самой его середине, наиболее теплой части гнезда, а в одной из половин, где окажется матка. Пчелы периферийной части клуба страдают от недостатка меда.
При односторонней сборке гнезд запасы корма увеличиваются к одной из боковых сторон (обычно юго-восточной). Клуб часто формируется не на сотах с большим количеством меда или возле них, а на маломедных против летка, где работала матка и где шло выращивание осеннего расплода.
Клуб, передвигающийся снизу вверх по улочкам, бессилен перемещаться в сторону, поэтому пчелы, израсходовав запасы, погибают с голоду, хотя у одной из сторон гнезда корм остается нетронутым.
Пчеловоды, которые пользуются этим способом, поздней осенью в погожие дни, когда еще можно разобрать гнезда, вынуждены делать контрольный осмотр семей. Если клуб сформировался в маломедной стороне гнезда, то часть не занятых пчелами медовых сотов с противоположной стороны переносят к клубу.
Иногда плохую зимовку, как ни странно, пытаются объяснить изобилием меда в гнезде. В подтверждение приводят факты благополучной зимовки с запасом корма 12—14 килограммов и неудовлетворительной при 25—30 килограммах корма. Действительно, такое может случиться.
В ульях на рамку размером 435*300 миллиметров большие запасы корма размещаются на довольно ограниченном количестве сотов. Если представить, что все корма (25—30 килограммов) расположены равномерно на 8—9 сотах, то в среднем на каждом из них будет по 3—3,5 килограмма меда. На таких рамках очень мало пустых ячеек; в гнезде почти нет естественного ложа. Большая часть пчел вынуждена размещаться на меду, что противоречит их природе.
В естественных условиях, когда из-за большого медосбора в гнезде диких пчел остается мало места для формирования клуба на пустых сотах, часть его, не вмещающаяся в ложе, предпочитает разместиться не вверху, на медовых сотах, а внизу, под порожними, свисая, как рой, большой гроздью. В дадановском улье и в лежаке с очень малым подрамочным пространством пчелы лишены этой возможности.
Улочки клуба разобщаются не средостениями, как это бывает в клубе, разместившемся на пустых сотах, а целыми пластами меда. Каждая из этих улочек живет практически своей самостоятельной жизнью, поэтому пчелы вынуждены поедать корма значительно больше, чем пчелы клуба, собравшиеся на пустых сотах. Соответственно у них больше расходуется энергии. Они скорее изнашиваются.
При небольших запасах меда в гнезде образуется естественное ложе, в котором клуб живет зиму. Однако рано или поздно у пчел обострится инстинкт экономии корма, и тогда они начнут голодать. Если они и перенесут зиму, то весной долго не живут, расплода выращивают мало, но чаще погибают с голоду.
Семьи, живущие в гнездах, собранных без учета размещения кормов в их естественных жилищах, выходят из зимовки с большим подмором и с физически ослабленными пчелами, а нередко и гибнут. Правильно скомплектованное просторное гнездо с большими запасами меда и перги — гарантия хорошей зимовки пчел.
При пользовании кормовыми надставками (глубокими — корпусами или мелкими — магазинами) гнезда пчел не собирают и не сокращают. Уменьшение гнезда до размера, который обсиживают пчелы, — ошибка, часто непоправимая.
В осеннее безвзяточное время пчелы, как никогда, бывают возбудимы и раздражительны. Стоит только открыть улей, как мгновенно возле него появятся чужие пчелы. Это может привести к возникновению массового напада пчел-воровок на семью.
Напад, как пламя, быстро перебрасывается на соседние семьи, и если его не погасить, охватит всю пасеку. В течение короткого времени семьи могут лишиться всего меда. Открывать ульи поэтому в осеннюю пору не опасно только в ненастные дни, когда пчелы не летают, или попозже к вечеру, и то на очень короткое время, строго соблюдая все предосторожности.
Нарастить в семьях после главного медосбора как можно больше молодых пчел, освободить их от каких-либо работ, разместить над расплодными гнездами обильные запасы меда высшего качества, создать им такие условия жизни, которые соответствовали бы их природе, значит, гарантировать хорошую зимовку. Основы успеха практического пчеловодства закладываются осенью. Даже самые незначительные упущения усугубляются в зимнее время и невосполнимы весной.
Просмотров: 12 037