Пасеку к медоносам. Часть 3
Чтобы семьи пчел, размещенные у медоносов, работали в полную силу, они прежде всего должны быть деятельными и располагать максимальными резервами.
Только сильные семьи способны собрать много меда. По расчетам К. Фаррара, четыре семьи по 15 000 пчел в каждой дадут 100 фунтов меда, в то время как одна семья с 60 000 пчел может дать более 150 фунтов, или в 6 раз больше каждой. С увеличением силы семьи возрастает выход меда. Еще Г.П. Кандратьев указывал: «В сильных семьях — все спасение». Исходя из того, какие источники будут давать мед, определяют количество надставок и сотов, которые потребуются для его размещения.
В начале взятка с разнотравья на ульях достаточно иметь под мед по одной — две надставки, а по мере заполнения медом и с усилением медосбора дают новые. Ставят их на верхние, уже заполненные, если пчелы серой горной или итальянской породы, или под них, если пчелы среднерусские.
При несильном главном медосборе, чтобы не пустить матку в медовые корпуса, на гнездовые кладут разделительную решетку. Когда применяют магазины, решетками не пользуются. В магазинах с широко поставленными рамками матка не работает, и пчелы постепенно их заливают медом.
Пчеловоды промышленных ферм США, Канады, Австралии, Румынии и многие пчеловоды нашей страны под мед в многокорпусных ульях обычно используют магазинные надставки. С ними легче работать, они быстрее заполняются медом, в них не задерживаются пчелы, когда при отборе меда применяют карболовую кислоту и другие отпугивающие насекомых химические вещества. Магазинные соты хорошо переносят перевозку, практически вечны, потому что почти не подвержены разрушению восковой молью, для питания которой нужны перга и содержащиеся в коконах белковые вещества. А их в этих сотах нет.
Чтобы использовать чередующиеся несильные взятки, на каждый дадановский улей достаточно иметь два-три магазина, на лежак — один магазин, на многокорпусный — два корпуса, помимо расплодных, или три-четыре магазина.
Там, где медосбор продолжительный и наслаивающийся (разнотравный, липовый и гречишный), а с липы бурный, требуется значительно больше сотов.
После взятка с луга надставки, заполненные медом, снимают. Если нет свободных сотов для использования медосбора с липы, то мед откачивают. При достаточных запасах сотов с откачкой лугового меда лучше повременить. Он может потребоваться для возвращения в гнезда в случае срыва очередных медосборов.
Количество корпусов или магазинов с сушью на период медосбора с липы должно быть по крайней мере в 2 раза больше, чем их потребуется во время медосбора с луга. Ставить их на ульи лучше всего не в ходе медосбора, как это часто делают, а перед ним или в самом начале. Бояться того, что лишняя надставка чрезмерно увеличит объем улья, не следует: семьи в эту пору очень сильные, погода теплая, и некоторый простор в ульях будет только благоприятствовать работе пчел. Эти надставки нужны не только для складывания меда, но и для рассредоточения пчел. В них уходят молодые пчелы, работающие над ферментацией меда. Рассредоточение улучшает среду в зоне расплода, что устраняет причину возникновения роевого состояния. Замечено также, что пустые соты над расплодной частью активизируют лётную деятельность семьи. Постановка надставок в ходе медосбора отвлекает большое количество пчел-сборщиц на освоение и приведение сотов в порядок. Дневная продуктивность семьи резко падает.
Высокую энергию лёта пчел обусловливает также и хороший постоянный воздухообмен улья. Благодаря ему снижается температура в улье до нормальной, быстрее удаляется избыточная водность меда. Скорость движения воздуха из гнезда при сильном взятке может достигать 70 метров в минуту, а масса улья в результате испарения воды уменьшаться за ночные часы на 3—4 килограмма. Какая огромная энергия расходуется семьей! Опасность напада чужих пчел исключена, поэтому нижний и верхние летки в расплодных корпусах держат открытыми на всю ширину. При необходимости усилить вентиляцию верхние корпуса сдвигают до образования спереди и сзади щелей в 10—20 миллиметров.
Известно, что медоносные пчелы обладают изумительным свойством теплорегуляции, то есть умением поддерживать оптимальную температуру воздуха в своем гнезде в любое время года — зимой и летом, в безрасплодный и расплодный периоды, даже если внешняя температура воздуха минусовая или колеблется в больших пределах. Но, оказывается, поднять температуру на 15—20 градусов пчелам значительно легче, чем понизить ее на 2—3 градуса, если она под влиянием внешней среды начнет превышать оптимальную температуру гнезда.
В связи с тем что в жаркую погоду, особенно в южных районах, температура воздуха на 5—7 градусов (иногда и более) выше, чем в улье, очень много пчел с полевых работ переключается на вентиляцию жилища. Масса пчел с приподнятыми брюшками выстраиваются на прилетной доске, дне и стенках внутри улья, в самых разных местах гнезда и «включают» вентиляторы — с невероятной быстротой машут крыльями, проветривая улей. Работа эта изнурительная, одни пчелы постоянно сменяют других, уставших.
Вентиляция нужна не только для снижения температуры и испарения воды из нектара, но и для снабжения кислородом яиц, личинок и куколок, а также ульевых пчел, которые в нем очень нуждаются. Как видим, семьям необходима довольно сильная вентиляция гнезд, и ее создают искусственно.
Пчел лучше содержать в многокорпусных ульях. Поскольку они состоят из нескольких надставок, в жаркую пору и во время главного медосбора чаще из пяти-шести, поставленных одна на другую, то это само по себе уже облегчает условия жизни пчел. Если с такого высокого улья чуть сдвинуть верхний корпус, то в образовавшиеся щели, как по трубе, устремятся снизу потоки воздуха и микроклимат в гнезде улучшится. Сразу же уменьшится число вентиляторщиц. В лежаках с горизонтальными гнездами такого воздухообмена создать не удается.
Ульи размещают под тенью растительности, на северном склоне гор, поблизости к источникам воды, которая заметно смягчает влияние зноя и, самое главное, позволяет пчелам вносить ее в гнезда (интересно отметить, что пчелы в знойную пору воду, как и мед, заготавливают впрок — она снижает температуру гнезда). На юге поилки размещают не на солнцепеке, а в тени и по возможности на северных склонах, ульи окрашивают только в светлые (белые или серебристые) тона, отражающие солнечные лучи.
Хорошая и постоянно действующая вентиляция ускоряет выпаривание воды из нектара, облегчает и освобождает большую массу пчел от необходимости специально вентилировать улей, ведет к повышению медосбора.
Во время летних медосборов семьи будут работать еще лучше, если ульи летками разместить на север, а не на юго-восток, как принято. Когда летки обращены к теневой стороне, в ульях прохладнее, у летков меньше пчел-вентиляторщиц, нет сутолоки, лет пчел ритмичный, активный даже в полуденное время. В длинный летний день восходящее и заходящее солнце как раз попадает им в летки, рано выманивая их из улья и продлевая рабочий день вплоть до темноты. Такое направление леткам дают при разгрузке ульев у источника взятка.
Различия в деятельности и продуктивности пчелиных семей в зависимости от направления летков заметил еще ИМ. Витвицкий: «…ульи удобнее ставить летом летками только на север. Пчелиные рои в природном их состоянии, по лесам в дуплах работающие, служат нам и в сем случае лучшими наставницами. Я заметил, что гораздо больше находилось и меду, и пчел в тех дуплах, которые имеют вылет на север; противные ему последствия оказались в тех, которые имели отверстия для вылета к югу или к западу, или между сими странами света… Во время роения, когда мы обыкновенно помещаем в пчельниках и известных местах порожние ульи отчасти на деревьях, а отчасти на подмостках, рои чаще входят в ульи, летком своим обращенные на север и весьма редко в поставленные другим образом».
Важнейшим и, к сожалению, пока еще недооцененным резервом повышения продуктивности пчелиных семей являются бессотовые безматочные пчелопакеты. Использовать их лучше всего в районах с бурным или поздним главным медосбором. Усиление основных летных резервов семьи одним, хотя бы 400-граммовым пакетом в начале взятка дает прибавку в медосборе в несколько раз большую стоимости пакета. В пакетах не должно быть трутней, поэтому пакеты дважды пропускают через разделительное решето (при формировании и при усилении семей).
В зоне Сибири, Дальнего Востока и севера России, где велики нектароносные ресурсы и недостаточно пчел, а во многих районах медоносной целины их совсем нет, использовать эти богатства могут также пакетные семьи, но не безматочные и небольшие, а с матками и в 3 раза более сильные. Воспользоваться этими ресурсами могут не только промышленные пасеки, но и любительские. Желательно, чтобы в эти районы такие пакеты поступали не позднее чем за два месяца до начала главного взятка. Если они прибудут в Сибирь, например, в начале мая, то пчелы успеют на медосбор с ивовых, раннего медоносного разнотравья и малины и им вполне хватит времени для того, чтобы к зацветанию кипрея нарастить много молодых пчел и расплода, который будет поддерживать стабильность семей на всем протяжении медосбора.
Используют пакетные семьи только один сезон. В зиму их оставлять невыгодно (содержание пакетных семей в длительный осенне-зимний период обходится дороже новых пакетов), к тому же они могут ухудшить наследственность очень ценных местных аборигенных пчел. Закуривают пакетные семьи после окончания главного медосбора.
С началом медосбора с кипрея в Сибири и на Севере и в зацветающем осеннего разнотравья на Дальнем Востоке маток в пакетных семьях изолируют (заключают в клеточки и помещают в середину нижних корпусов). Работа матки во время медосбора не только не нужна таким семьям, но и вредна. Из яиц, которые она отложит даже в начале взятка, народившиеся пчелы едва успеют окрепнуть, как медосбор подойдет к концу. Более поздний расплод, на выращивание которого семья израсходует много сил и корма, ко дню закуривания вообще не успеет проинкубироваться. После закуривания соты с замершим расплодом будут непригодны для хранения, и их придется перетопить на воск.
Пакетные семьи, в гнездах которых есть матка и расплод (сначала всех возрастов, а потом только закрытый), работают на медосборе достаточно активно, заготавливают много меда и пыльцы.
Хотя изолированная матка и будет в центре гнезда, пчелы нередко закладывают свищевые маточники. Чтобы не допустить выхода молодой матки, от которой в конце медосбора может появиться расплод, спустя восемь-девять дней после блокирования матки гнездо осматривают, маточники уничтожают. Их можно и не выламывать, если продолжительность взятка будет приблизительно равной периоду развития и созревания матки.
Спустя пять—семь дней после окончания медосбора (определяют по контрольному улью) с ульев снимают медовые надставки. Мед, разбросанный по улью, пчелы за это время сконцентрируют, доведут до зрелости и в основном запечатают.
После отбора меда пчел закуривают. Часть семей оставляют для обсушки сотов, их закуривают последними. Соты убирают на длительное хранение. Надставки с освободившимися от меда рамками ставят штабелями на пасеке так чтобы к ним был свободный доступ пчел.
Закуривают пчел серой. Кладут ее в разожженный дымарь, и как только начнет выделяться сернистый газ, его нагнетают в улей, закрывают леток. Через три-четыре минуты пчелы погибают.
Лучше пчел закуривать после удаления из улья сотов. Тогда ячейки будут свободны от мертвых пчел. Пакетными пчелами очень широко пользуются предприимчивые зарубежные пчеловоды, особенно крайних северных штатов США и Канады, где зимы длительные и суровые. Маток они, как правило, убивают сразу после главного медосбора. Обезматоченные семьи, постепенно ослабевая и вымирая, все-таки успевают собрать и сложить в соты некоторое количество меда и пыльцы. Эти соты сберегают и отдают следующей весной новым пакетным семьям, которые благодаря этому быстро усиливаются.
Питомникам в южных районах страны проще организовывать бессотовые пакеты в ранние сроки. Для них не требуются соты и печатный расплод, значительно уменьшаются запасы корма. Отход пчел в пути по сравнению с пересылкой на сотах практически исключается.
Выгодны они и потребителю. Стоимость их значительно ниже сотовых. Авиатранспортировка в несколько раз сокращает сроки доставки.
Для выращивания пчел и отбора их в бессотовый пакет наиболее удобен многокорпусный улей. Весной семью содержат в двух корпусах. Для отбора пчел на второй корпус кладут разделительную решетку и помещают на нее корпус с порожними сотами. Дымлением в леток заставляют пчел подняться в верхний корпус. Из него через воронку их стряхивают в пакет. Вероятность попадания трутней и матки в пакетную семью исключается.
Бессотовые пакеты могут найти широкое применение в фермерских хозяйствах и у любителей, начинающих заниматься пчеловодством. В первый же год пакетные семьи отстраивают гнезда, собирают немало меда — создается прочная кормовая база.
Так как пакеты формируют в хорошую погоду, когда сборщицы находятся в полете, в них попадают преимущественно молодые пчелы, которым предстоит и создать гнезда, и вырастить много расплода, и собрать достаточно корма.
Если с пакетом отправить старых пчел, то семья ослабнет прежде, чем народятся новые поколения. Медовая товарность семьи намного снизится.
При соблюдении всех звеньев общепринятой технологии можно успешно использовать главный медосбор в любой зоне, каким бы он ни был по силе и продолжительности.
В последнее время в мировую практику начинает внедряться более производительная технология, в основе которой лежит метод двухматочного пчеловодства.
Просмотров: 4 930