Пасеку к медоносам. Часть 2
Берут во внимание и породные особенности пчел. Среднерусские пчелы универсальны. Они продуктивно работают на большинстве медоносов, особенно на малине, кипрее, липе, гречихе, вереске и разнотравье. Пчелы краинские очень хорошо посещают гречиху и травянистую флору. Серые же кавказские, наоборот, гречиху избегают, а с разнотравья и подсолнечника собирают больше всего меда.
О нектаропродуктивности естественных и сельскохозяйственных угодий, состоянии растительности и почвы не лишне проконсультироваться у местных пчеловодов и агрономов — не все сорта гречихи и подсолнечника одинаково медоносны.
Важнейший фактор, определяющий конечный результат пчеловодного сезона, — хорошее знание медоносной флоры и умение прогнозировать взяток.
Пчеловоды, решившие кочевать к сельскохозяйственным медоносам (кориандр, гречиха, подсолнечник и др.), должны заключить договоры с хозяевами полей и получить согласие на право размещения ульев. К посевам гречихи пчел подвозят в начале раскрытия бутонов, так как наиболее сильное нектаровыделение у нее бывает в первые две недели цветения.
При желании вывезти пчел в лес разрешение берут в лесничествах. Они же отводят места и для размещения пасек. Место подбирают на лесной полянке или опушке, около или среди массива медоносов. Выбранная площадка должна быть сухой, хорошо прогреваемой утренним солнцем и иметь растительность, которая защищала бы ульи от солнца в жаркие часы дня.
У сильных медоносов, таких, как липа или белая акация, а нередко и у сельскохозяйственных, на одном месте иногда размещают по 100—150 семей. При такой скученности медоносные растения в радиусе продуктивного лёта настолько перенасыщаются пчелами, что нектара для них, тем более на весь рабочий день, часто не хватает. На сбор одной ноши пчелы расходуют намного больше времени, чем они затрачивают, живя в естественных условиях, где скученность, даже во много раз меньшую, природа исключила. Видимо, поэтому пчелы больших пасек во время главного медосбора раздражены, чего не наблюдается на пасеках мелких.
Сообразуясь с природой пчел, в последнее время пасеки стали разукрупнять, и не только у слабых и средних нектароносов, но и у сильных.
Наиболее рациональным оказывается размещение ульев группами по 20—30, не более 50 семей. Продуктивность таких пасек только благодаря разукрупнению резко возрастает. Временное разукрупнение пасек — важнейший прием успешного использования медоносных угодий.
При кочевке с пчелами к сельскохозяйственным медоносам ульи ставят в непосредственной близости к ним, используя прежде всего полезащитные насаждения.
Пасеки располагают с противоположных сторон массива или в середине, если туда ведет дорога, для лучшего опыления растений и наиболее полного использования нектара. Ни одна пасека не должна оказаться на перелете пчел другой пасеки, иначе она может стать пасекой-перехватчицей.
При двухматочном методе пчеловодства ульи размещают парами. Рядом с основными семьями ставят отводки. Это облегчает усиление семей пчелами или расплодом отводков.
Незадолго до вывоза пчел определяют пути подъезда, исправляют их, если они повреждены или неудобны, готовят место для размещения ульев, палатки или щитового домика для жилья.
Иногда не удается поставить пасеку в непосредственной близости к богатой естественной медоносной флоре из-за отсутствия подъездных путей. В этом случае кочевой точок разбивают в таком месте, массив медоносов от которого находился бы в радиусе полезного лёта пчел.
На участках, отведенных под пасеки в лесу, запрещено вырубать деревья и кустарники, сооружать капитальные постройки (бревенчатый дом, зимовник), разбивать огороды и т.д. Эти участки выделяют лишь на временное, сезонное пользование. Словом, каждый пчеловод-кочевник обязан строго выполнять все предписания лесничеств.
Семьи в дадановских ульях и лежаках к перевозке готовят так. В часы лета пчел открывают ульи и удаляют из них рамки с печатным медом, заполненные больше чем наполовину, в особенности в свежеотстроенных сотах. Эти тяжелые высокие соты во время перевозки по плохой дороге могут оборваться и повлечь за собой гибель пчел, а нередко и маток. Удаляют также соты, содержащие много жидкого меда (напрыска). Взамен их ставят рамки с порожними сотами.
В гнездах, рамки которых не имеют боковых постоянных разделителей, между ними у передней и задней стенок улья помещают временные. Между последней рамкой и боковой стенкой улья вставляют клиновидные разделители, которыми сжимают рамки.
Гнезда в многокорпусных ульях специально для кочевки не готовят. Соты в них на 70 миллиметров короче дадановских, поэтому менее тяжелые и держатся прочно. Перевозка сотов с напрыском неопасна, так как образующиеся водяные пары по узковысокому жилищу хорошо удаляются через кочевую сетку или крышу. Рамки снабжены постоянными разделителями и сдвинуться с места не могут. Снимают лишь медовые надставки, оставляют только гнездовые корпуса.
Летом семьи бывают сильными и в их гнездах много расплода, поэтому при перевозке пчел на дадановские ульи и лежаки ставят магазинные надставки с пустыми сотами или порожние, а поверх них укрепляют кочевые сетки. Делают это для того, чтобы предотвратить гибель семей от запаривания. Летки закрывают наглухо.
Кочевые сетки делают или специально, или монтируют их в крышах, а нередко и в доньях. Нижняя вентиляция действует безотказно даже в самое жаркое время. У пчеловодов Румынии кочевая сетка устроена иначе. К обычной кочевой сетке с боков дополнительно прикрепляют бруски длиной, равной наружной длине крыши. На концах брусков сделаны запилы высотой 20 миллиметров для удержания крыши и образования вентиляционного просвета высотой 30 миллиметров, который обеспечивает нормальный воздухообмен при ночной и дневной перевозках.
Во время движения, особенно по плохой проселочной, горной или лесной дороге, семьи возбуждаются. Это возбуждение усиливается, если пчелы лишены возможности уйти из наиболее жаркой расплодной части гнезда в другую или выйти из улья наружу.
Изоляция от внешнего мира чужда природе пчел. В естественных условиях, как известно, из своего гнезда они всегда могут выйти на волю.
Температура в улье во время перевозки поднимается значительно выше оптимальной, особенно когда доступ воздуха в улей ограничен или совсем прекращен (это бывает при закрытых наглухо летках и недостаточной верхней вентиляции). К тому же пчелы большой массой скапливаются у летка, стараясь выйти наружу, и приходят в еще большее возбуждение. Если в гнезде к тому же осталось какое-то количество напрыска или пчелы, побеспокоенные подготовкой, наполнили свои зобики жидким медом, воздух перенасыщается влагой и углекислым газом, содержание кислорода в нем с каждой минутой падает. Возбуждение в таких удушающих условиях достигает предела, особенно у среднерусских пчел, остро реагирующих на всякое вмешательство в их жизнь.
Пчелы, как известно, понижают температуру своего тела испарением воды через дыхательную систему. В условиях плохой вентиляции при избыточной концентрации углекислого газа органы дыхания (трахеи) переполняются водяными парами. Пчелы выбрасывают из зобиков до этого взятый мед, вся масса пчел становится мокрой от меда, их дыхальца закупориваются и перестают действовать. Вся семья в течение каких-нибудь 10—15 минут погибает от запаривания. Пчелы становятся черными, будто ошпаренными кипятком, расплод гибнет, соты разрушаются. Чтобы исключить кислородное голодание и запаривание, обеспечивают беспрепятственное поступление воздуха в гнездо.
На ульи с вентиляционными устройствами в крышах магазины не ставят. Пчелы поднимаются из гнезда вверх, под крышу, куда свободно и легко идет свежий воздух. Зазор между обвязкой крыши и стенками улья должен быть таким, чтобы через него пчелы не могли выйти наружу.
Иногда перевозят пчел с настежь открытыми летками. Кочевые сетки в таких случаях не ставят. Потревоженные перевозкой пчелы имеют возможность выйти из улья (собираются они обычно на передней стенке), температура в гнезде поэтому выше оптимальной не поднимается. Во время движения на автомобиле вентиляция через открытые летки усиливается, потревоженные пчелы постепенно входят в свое гнездо, семья успокаивается. Чтобы вышедших пчел не растерять во время движения автотранспорта, ульи вместе с кузовом машины накрывают частой капроновой сеткой. Широкое распространение этот способ перевозки получил в США.
Единственный недостаток перевозки пчел с открытыми летками — неудобство ручной погрузки и выгрузки ульев.
Улей считают подготовленным к погрузке после того, как все его разборные части надежно скреплены. Конструкции скрепов, которыми пользуются пчеловоды, различны: ленточные, тросовые, замковые и др.
К погрузке ульев приступают вечером, после того как пчелы прекратят лёт. Если их решено перевозить в ульях с открытыми летками, то перед погрузкой внутрь дают по одному-два клуба дыма. Пчелы набирают в зобики мед и ведут себя спокойнее, не мешая погрузке.
Перевозка пчел по хорошей асфальтированной трассе мало их беспокоит. Размещение ульев в автомашине особой роли не играет, однако их лучше ставить перед ними или задними стенками походу ее. Сила инерции, возникающая во время быстрой езды, будет давить не на плоскость сотов, а на их торцевые стороны. Соты, даже тяжелые, не разламываются.
При перевозке пчел по плохим проселочным и лесным дорогам, по которым транспорт движется медленно из-за сильных боковых качек, ульи ставят в машине сотами поперек дороги. В таком положении они более устойчивы к действию сил, возникающих при резких боковых колебаниях.
Автомашину начинают загружать от кабины водителя, предварительно опустив боковые и задние борта. Первый ряд ульев ставят задними стенками вплотную к переднему борту. Остальные размещают в той же последовательности.
Надставки с запасными сотами, подставки под ульи, пчеловодный инвентарь, заправленный дымарь, личные вещи, палатку, продукты погружают в отдельную машину или у заднего борта одной из машин с пчелами.
Ульи, принадлежащие нескольким скооперировавшимся пчеловодам, в машине размещают в два или три яруса. Ульи одного типа и размера ставят в нижних ярусах, остальные — сверху.
В многокорпусных ульях сильные семьи летом с успехом можно перевозить в трех корпусах, а весной и осенью — в двух. Если ульи перевозят без крыш, поверх кочевых сеток помещают рейки или по размеру кузова сбивают из них раму, на которую ставят ульи следующего яруса. При таком размещении поступление воздуха к пчелам не нарушается. Когда перевозят однотипные ульи и с плоскими крышами, верхние ряды ульев ставят непосредственно на крыши нижних. Ульи крепко увязывают веревками и отправляются в путь.
Скорость движения с пчелами зависит от качества дороги: по асфальту — обычная, как и с любым другим грузом, по проселочной — исходя из ее профиля. В местах с большими выбоинами, чтобы избежать толчков, при которых тяжелые соты могут оборваться, едут медленнее.
По прибытии к массиву медоносов (желательно успеть до восхода солнца) ульи сразу расставляют не ближе 3—4 метров один от другого. Если поблизости нет проточной воды, то в стороне, неподалеку от пасеки, ставят поилку.
Прибыв на конечный пункт ночью, летки сразу же открывают во всех ульях. Семьи, особенно сильно возбудившиеся, быстрее успокоятся. С приездом на место на заре или с восходом солнца летки открывают через 1—2 улья, и в первую очередь у наиболее сильных семей. Выход пчел на облет одновременно из всех ульев в этом случае неизбежно приведет к чрезмерно бурному облету, следствием которого бывают слеты значительного количества пчел одних семей на другие. Чаще всего налеты бывают на наиболее сильные семьи. Это приводит к еще большему усилению одних семей и ослаблению других.
После того как семьи, начавшие облет первыми, станут его заканчивать, открывают летки у остальных. В случае появления течи меда из какого-нибудь улья пчелы на облет не идут или облетываются очень слабо. Семью осматривают и срочно оказывают ей помощь; рамки с оборвавшимися сотами вынимают, а взамен ставят с сушью или вощиной. Дно с вытекшим медом заменяют на чистое.
К вечеру или лучше на следующий день, когда пчелы окончательно успокоятся и переключатся на сбор меда, в гнезда семей, содержащихся в лежаках, ближе к краю помещают медо-перговые рамки, отобранные при подготовке к кочевке, чтобы эту пергу пчелы законсервировали — залили медом и запечатали. На верхних брусках этих рамок делают надпись цветным карандашом: «Перга». На ульи под мед ставят магазинные надставки или корпуса, заранее заполненные рамками суши и вощины (по краям), и медоперговые (по 2—3 в середине).
Нередко кочуют на большие расстояния, иной раз за сотни километров. За короткую летнюю ночь преодолеть этот путь часто не удается, поэтому движение с пчелами продолжают и днем. При быстрой езде ульи хорошо вентилируются, и опасность перегрева гнезд и запаривания семей исключается.
В ненастную и прохладную погоду перевозят пчел в любое время суток. Ульи, не накрытые крышами, при приближении дождя прикрывают брезентом. В задних углах машины укрепляют две рейки высотой на метр больше высоты верхних рядов ульев. К ним привязывают углы брезента, натягивают, а два других угла прикрепляют к передним углам кузова машины. Тент, устроенный таким образом, надежно укрывает пчел от дождя и позволяет продолжать путь. При расположении тента скатом к заднему борту ветер будет срывать брезент, а дождь попадать на ульи.
Перед возвращением с кочевки или переезде на новые источники взятка с ульев снимают все медовые надставки. Гнездовые корпуса оставляют на месте.
В практике пчеловодов-любителей европейских стран особенно широко распространены передвижные павильоны на 30—40 ульев. Пчелы в них всегда готовы к транспортировке.
Пчеловоды, имеющие легковые автомобили, перевозят своих пчел на прицепах, размещая на них по 6—8 ульев.
Просмотров: 4 566