Вы находитесь здесь: Главная > Пчелиная семья > Осторожное обращение с пчелами — первая заповедь

Осторожное обращение с пчелами — первая заповедь

Осторожное обращение с пчелами

Осторожное обращение с пчелами

По природе своей медоносные пчелы — существа миролю­бивые. Им, как и другим представителям животного мира, агрессивность ради агрессивности противоестественна. Если их не тревожат и не мешают им, они никогда ни на кого не нападают. Жало применяют только при самозащите под влиянием какого-либо сильного раздражителя.

Человеку свойственно бояться пчел. Даже смелые и мужественные люди могут теряться, когда к ним случайно подлетит пчела. Если же они ближе познакомятся с жизнью этих удивительных насекомых, то поймут, что страх этот напрасный. Бывает, потом многие из них становятся страс­тными пчеловодами.

Образно говоря, человек дружит с пчелой многие ты­сячелетия. И хотя пчелы находятся под его защитой, опас­ность подвергнуться нападению многочисленных врагов и вредителей у них от этого не уменьшилась. И это потому, что у пчел есть мед — чудеснейший продукт, который по сладости, аромату, богатству питательных и целебных ве­ществ не имеет себе равных. К кладам этого бесценного сокровища постоянно подбираются враги, начиная от едва различимых глазом насекомых и кончая зверями — куни­цами и медведями.

Для борьбы с наиболее опасными врагами природа наделила пчел грозным оружием — жалом со смертельным ядом. Только от одного ужаления пчелы погибают любое насекомое и мелкие животные — грызуны, от ужаления сотен пчел — и крупные четвероногие. Силу этого оружия испы­тал на себе и древний человек, впервые попытавшийся про­никнуть в жилище диких пчел, чтобы забрать у них мед, и не знавший еще способов укрощения их.

В результате длительного общения с пчелами, снача­ла живущими в дуплах, а потом и в ульях, человек нашел не только средство и способы усмирения их, но и выработал правила обращения с ними. Без этих правил не может обой­тись ни один пчеловод — ни тот, который уже владеет ис­кусством пчеловождения, ни тот, который собирается его освоить.

У пчел удивительно тонкое и острое обоняние. В при­роде они постоянно сталкиваются с тысячами самых раз­нообразных запахов цветков одновременно цветущих рас­тений. И из этого множества запахов они умеют выделять запахи тех растений, которые дают им пищу. Воспринима­ют они их во время полета за сотни метров. Не поразитель­но ли это?

Каждая семья имеет свой специфический фамильный запах — своеобразный эталон, по которому пчелы мгновен­но отличают своих от чужих, родную матку от неродной.

Пчелы реагируют на все запахи. Одни, исходящие из мира цветковых, возбуждают, радуют их и мобилизуют на поиски источников нектара или пыльцы (на этой основе разработаны способы дрессировки пчел собирать нектар с определенных видов растений); другие запахи для них ино­родные, особенно запах пота, спиртных напитков, лука, раз­дражают и озлобляют их. Поэтому пчелы чаще всего жалят животных с резким запахом — лошадей, козлов, собак, но и то только в том случае, если они окажутся поблизости от их жилища. Такое поведение по-видимому, также надо рассмат­ривать как реакцию на угрожающую опасность.

Особенно остро пчелы реагируют на запах своего соб­ственного яда. Он для них — сигнал опасности номер один. Стоит только ужалить человека или животного одной пчеле, как к нему устремятся десятки и сотни разъяренных пчел. К этому неизбежно приводит и раздавливание нападающих пчел.

Не спасет от ужалений и работа в перчатках. Наобо­рот, ничто так не злит пчел, как запах от перчаток, пропи­танных пчелиным ядом и долго сохраняющих его.

Итак, чтобы при работе в улье не раздражать пчел и не подвергаться ужалениям, пчеловод должен прежде всего следить за своей личной гигиеной, носить чистую одежду, не употреблять перед работой с пчелами сильно пахнущей пищи. Пчел раздражают шерсть, волосы, темная одежда. Воз­можно, потому, что много зла им приносили медведи и ку­ницы — звери с густым шерстным покровом, борьба с которыми у пчел впоследствии выработала такую реакцию, или, запутываясь в волосах и не в силах из них выбраться, они воспринимают это как опасность для жизни и, разгневавшись, в свою очередь, переходят в нападение. Так или иначе пчелы нетерпимо относятся к этим раздражителям, поэто­му голову и лицо, в первую очередь тем, кто носит бороду, следует закрывать специальной тюлевой сеткой, а костюм шить из светлой хлопчатобумажной ткани. Наиболее удоб­ная одежда — комбинезон.

Озлобляют пчел и резкие движения: бег по пасеке, от­махивание от приблизившейся пчелы или резкое движение руками над гнездом, к рамке, дымарю, месту ужаления, что­бы поскорее смахнуть пчелу и удалить жало, и т. д. Такие движения настораживают пчел, видимо, вызывают у них опа­сение за свое гнездо и воспринимаются как угроза ему. Естественна поэтому и их оборонительная реакция.

Осторожность в обращении с пчелами — первейшая заповедь. Пчелы не любят грубой руки. Л. Н. Толстой, глу­боко любивший пчел и превосходно знавший их характер, говорил: «С вещами можно обращаться без любви: можно рубить дрова, делать кирпичи, ковать железо без любви; а с людьми нельзя обращаться без любви, так же, как нельзя обращаться с пчелами без осторожности. Таково свойство пчел. Если станешь обращаться с ними без осторожности, то им повредишь и себе».

Остро реагируют пчелы и на предметы, мешающие лёту: куст или дерево в непосредственной близости от летка; на человека, подошедшего к улью со стороны передней стен­ки.

Спокойная ходьба по пасеке, плавные движения рук при работе в улье, самообладание при ужалении, умение стойко переносить боль — вот нормы поведения пчеловода.

Нужно знать и еще одну важную особенность пчел — их реакцию на дым. Запах дыма мгновенно приводит всю семью в сильное возбуждение. Пчелы набрасываются на мед и с жадностью напиваются им. Дым для пчел, очевидно, сигнал бедствия. За ним ведь некогда следовал огонь (лес­ные пожары) — самая страшная беда для всех обитателей леса, в том числе и для пчел. От дыма улетают все насеко­мые.

Чтобы не погибнуть и улететь от огня, пчелы инстин­ктивно запасались самым необходимым — кормом, един­ственным источником их жизни в первые дни после того, как они оказывались вне своего жилища. Реакция на дым у пчел закрепилась и приобрела наследственный характер. Не­большие дозы дыма, искусственно введенные в их жилище, и теперь вызывают ответную реакцию, но своего гнезда они не покидают, так как за этим дымом огня не следует.

Удивительно поведение пчел с наполненными медо­выми зобиками. Они становятся менее раздражительными и почти не жалят. Эту особенность подметил еще древний человек. Чтобы проникнуть в гнездо пчел и взять у них мед, не погубив семью, он пользовался курушкой — куском сухой древесной гнилушки, которая, тлея, давала много дыма. Для удобства впоследствии гнилушки стали помещать в дымарь. Он дал возможность вводить дым в любое место гнезда и в нужном количестве. Дым — сильнейшее средство укрощения пчел. Он как бы делает семью послушной. При помощи дыма можно проникнуть в гнездо даже самой злобливой семьи и выполнить необходимую работу.

Пчел с одинаковой реакцией на раздражители не бы­вает. Зависит это от породности и индивидуальности семьи. Однако у среднерусских лесных возбудимость и злобливость повышенные. Полная противоположность им — пчелы се­рой горной кавказской породы, краинские и итальянские, спокойные, миролюбивые.

По-разному ведет себя даже одна и та же семья. Ут­ром, когда все пчелы находятся в улье и семья еще не прис­тупила к работе в поле, или к концу дня, когда все пчелы вновь соберутся в гнезде, на вмешательство в ее жизнь она реагирует значительно острее, чем днем, в часы массового лёта. Озлобляются пчелы и при осмотрах в пасмурную, вет­реную погоду, даже во время цветения продуктивных медо­носов. Раздражительной и злобливой семья становится в безвзяточную пору и особенно после внезапно оборвавшегося медосбора. Пчел раздражает и то, что в природе они не находят ни нектара, ни пыльцы и вынуждены возвращаться домой пустыми, и то, что к их запасам настойчиво стре­мятся проникнуть пчелы-воровки. Если семью в это время попытаться осмотреть, злобливость пчел достигает предела.

В период взятка, особенно интенсивного, когда пчелы заняты сбором и переработкой нектара, они становятся более спокойными. Их перестают тревожить и воровки, также пере­ключившиеся на медосбор. Пчелам-воровкам теперь нет не­обходимости лезть в другие ульи за чужим медом. Природа гостеприимно открыла все свои дары, только не ленись их брать.

В пору взятка осматривать гнезда пчел по необходи­мости можно в любое время дня. В безвзяточное время от разборки улья лучше воздержаться. В крайнем случае эту работу можно выполнить в конце дня, когда лёт пчел почти прекратится.

Легче предупредить озлобление пчел, чем их усми­рить, когда они уже начали жалить.

«Многие, особенно начинающие малоопытные пчело­воды, — писал профессор Г. А. Кожевников, — особенно ста­рательно ищут несклонных к жалению пчел. Но не надо ду­мать, что «смирные» пчелы выгоднее склонных к жалению. Этой выгоды (в смысле медосбора) еще никто не доказал. А есть даже одна невыгода от смирных пчел: с ними гораздо труднее выучиться хорошо работать, чем с сердитыми.

Дело в том, что когда пчела «сердится», то пчеловод знает, что именно «не понравилось» пчеле в его поведении, и будет стараться не делать того, что раздражает пчел. «Сер­дитые» пчелы оказываются вроде строгих учителей: не так с ними обойдется пчеловод, они его накажут ужалениями. А если он вполне умело и осторожно с ними работает, то он не будет ужален. Так что при обучении пчеловодству невыгод­но иметь очень смирных пчел: не будешь знать, правильно или неправильно с ними поступил». Н. М. Витвицкий, знав­ший превосходные качества среднерусских лесных пчел, прямо советовал: «Любите яростные рои: они могут обога­щать не только вас, но и ваших правнуков».

Оценка статьи
Слабенькая статья!Так себе статья!Неплохая статья!Хорошая статья!Отличная статья!

Просмотров: 4 513