Роение пчел невыгодно
Хотя естественное роение пчел и позволяет виду расселяться и поддерживать свое существование на протяжении многих миллионов лет, в рациональном пчеловодстве оно невыгодно.
«Необходимо помнить, что цели, к которым стремятся человек и природа, — писал А. М. Бутлеров, — неодинаковы. Для природы цель — сохранение семьи, и для этого достаточно, если количество пчел в ней увеличилось за лето настолько, чтобы семья могла перезимовать и количества собранных запасов хватило для этого. Если семья сверх того успела еще за лето отпустить рой, то все задачи, поставленные ей природой, можно считать совершенно выполненными. Но не то хочет человек… Ему нужно получить возможно больше меда».
Роевая семья собирает меда в 2—3 раза меньше той, у которой инстинкт роения не проявился или не достиг остроты. Нередки случаи, когда роившиеся семьи даже не успевают заготовить себе необходимого количества корма на зиму. Слабая наклонность давать рои, наоборот, всегда идет рука об руку с медистостью улья.
Семьи, готовящиеся к роению, практически выключаются из работ на 3—4 недели, и если этот период совпадает со взятком, предшествующим главному, а нередко и с главным, то они не используют его в той мере, в какой используют семьи нероевые.
«Роение пчел, — писал знаменитый русский пчеловод Н. М. Витвицкий, — есть почти то же самое, что свадьба у крестьянина в рабочее летнее время, в которое он должен был стараться поспешить окончить сенокос и жатву, чтобы позже не настала дурная погода; но он вместо того занимается приготовлением свадебного пира. Так и пчелы роятся почти в самое лучшее время для сбора меда».
Роевой инстинкт проявляется в семьях, закончивших рост и создавших резервы, то есть в сильных. Но природа наделила способностью к размножению (роению) не только семьи сильные и продуктивные. Роятся, даже чаще, пчелы малопродуктивные. Рои этих семей, расселяясь по местности или оставаясь на пасеке, через трутней передают свою плохую наследственность маткам с хорошими наследственными качествами и тем самым приводят к снижению хозяйственной ценности разводимых пчел. Роевая свобода на одной пасеке, таким образом, может помешать племенной работе многих пчеловодов, пасеки которых находятся в зоне лета трутней малопродуктивных роевых семей, то есть в радиусе 7—10 километров.
В роевое состояние семьи приходят не в одно время, даже если они имеют примерно одинаковую силу и содержатся в одинаковых условиях. Роевая пора поэтому измеряется не днями, а неделями, причем и рои выходят не в одно и то же время дня: перваки — чаще утром, до обеда, а если погода ломается, то в благоприятный час и среди дня; втораки и тем более последующие могут выходить позже и даже при пасмурной погоде, лишь бы не было дождя.
Пчеловод, чтобы не упустить рои, не дать им улететь, вынужден целыми днями почти в течение месяца находиться на пасеке. У многих ли найдется столько свободного времени? Каждый может приурочить свой отпуск к роевой поре? Тем более невозможно уследить за роями, если пасека кочевая и находится далеко от дома.
Естественное роение порождает и много дополнительных и трудоемких работ. Чтобы готовящиеся к роению семьи не вырастили большого количества трутней, тем более неплеменных, приходится часто открывать гнезда, осматривать рамки и вырезать из них куски сотов с трутневым расплодом.
Но это хирургическое вмешательство не только не устраняет, а еще более усиливает их желание вывести трутней. Пчелы тут же застраивают эти окна новыми трутневыми сотами, а матки заносят их яйцами. Приходится повторять операцию уничтожения трутневого расплода, а пчелы снова отстраивают трутневые соты.
Стараясь не беспокоить семьи, многие пчеловоды вырезают трутневые соты не с засевом, а с куколками, то есть расплод уже запечатанный. Но это, хотя и дает экономию в труде, приводит к большим неоправданным тратам меда и энергии семьи. Выращивая трутневый расплод, пчелы-кормилицы отвлекаются от других, более целесообразных с точки зрения практического пчеловодства работ.
Удаление трутневого расплода, всегда неизбежное с разбором гнезда, расстраивает семью, летная деятельность ее падает. В еще большее смятение приходит семья, если удаляют не куски трутневого расплода, а срезают с него крышечки, которыми он запечатан, вместе с головами куколок. Пчелы жадно набрасываются на трупы, высасывают из них гемолимфу, а остатки куколок выбрасывают из ячеек и улья. Такие грубые вмешательства семьи переносят болезненно, озлобляются и в нормальный ритм работы включаются не сразу, а спустя довольно продолжительное время. Все это говорит о бессилии, а не о власти над природой пчел.
В более поздний период, когда семьи уже отпустят первые рои, приходится выламывать лишние роевые маточники.
Немало времени уходит на то, чтобы снять рой (огрести), особенно если он привился высоко на дереве или в неудобном месте, посадить его в улей. Не исключен, наконец, а то и просто неизбежен уход роев.
От всего этого пчеловод мог бы быть освобожден, если бы на пасеке не было стихии роения. Продуктивность пчел значительно бы возросла. И такие средства есть.
Естественное роение называют поэзией пчеловодства. Действительно, картиной роения нельзя не восторгаться. Однако как справедливо говорил пчеловод П. Л. Снежяевский: «… в настоящее время наивысшей поэзией пчеловодства является наибольший доход от пчел, а малодоходность — самою скучною прозою. Если все это взвесить, то выходит, что настоящая поэзия — не в роении пчел, а в шуме работающей медогонки и в обилии кадочек, наполненных медом. А они наполняются, когда семьи не проявляют роевого настроения».
Просмотров: 3 778